Поговорим о явлении, потому что партийные и межпартийные споры коммунистов обнаружили в этом термине теоретическую трудность, которая осложняет становление марксистского мировоззрения и среди тех, кто призван его сформировать, и среди пролетариев, где оно должно быть сформировано.
Тут, пожалуй, нужен пример, иначе наш текст будет слишком оторван от жизни, а его мотив останется непонятным.
Хороший, честный, последовательный и достаточно образованный коммунист прислал текст для публикации. Этот текст начинался словами: «Основным постулатом, лежащим в основе закона стоимости, является свободный рынок». Получилась перевернутая конструкция. Свободный рынок, который мы непосредственно чувствуем и переживаем в повседневной практике оказался в основании общественного закона. А на самом деле законы лежат в основании явлений.
Это пока не достаточно очевидное объяснение. Но у данной фразы есть очевидные последствия на момент взятия пролетариатом власти. Исходя из мысли, что рыночная экономика есть основание закона стоимости, напрашивается решение ее отменить волевым способом, ничего не меняя в способе производства. Просто изъять из обращения деньги, просто запретить свободную торговлю — и ждать коммунизм на следующий день. Но так как связь на самом деле другая — закон стоимости лежит в основе рыночной экономики — такие строители коммунизма тут же получат и дефицит, и бартерный обмен, и черный рынок, и серую экономику, и стремительное возрождение свободного рынка в самых худших его проявлениях, и гибель пролетарского правительства, и разочарование масс, и еще одну отсрочку коммунизма. Думали наоборот — и получится наоборот.
Благо товарищ, который прислал этот текст, готов учиться и правильно относится к критике. Но сколько у нас «учителей», умудряющихся думать таким же перевернутым способом, но не готовых исправлять свои ошибки? Опасность в том, что свое извращенное мнение они несут в цеха, к рабочим, создавая «авангард» «просвещенный» на ошибках. Будем бороться.
Чтобы философски безукоризненно определить явление, мы должны обратиться к «Науке логики» Гегеля и продраться через множество диалектических переходов на множестве страниц, прежде чем доберемся до возможности рассмотреть данное понятие. Но мы поступим вопреки безукоризненности. Поступим так, не потому что хотим уберечь коммунистов от утомительного чтения, а потому что безукоризненность Гегеля покоится на зыбком основании. Гегель вытягивает свою безукоризненность игрою слов из головы. И то, что в итоге диалектика оказалась правильным методом, объясняется не стройностью ее логического здания, не верностью основания и начала, а тем, что уже современная Гегелю наука сформировала мышление, которое ему оставалось обобщить и выразить.
А наука начинает не игрою слов, не поиском начала. Она исследует, то что явлено. Во многих случаях явления преподносят себя человеку как упорядоченность и закономерность. Мы отражаем явление чувствами, приборами, наблюдением и статистикой, отметая разумом случайности, кажимости, отдельные субъективные мнения. Постепенно мы прорываемся через хаос явлений и выводим сущность, закономерность, меру, количество, качество, идеи, материю, бытие и небытие — те категории, которые Гегель выводит в обратном порядке. Т.е. мы приходим к тому, что Гегель определяет как начало, отнюдь не вначале и отнюдь не с помощью одних только мыслительных операций. Наши шишки, наша практика, наше развитие — вот что приводит нас к началу диалектической логики, и только затем мы оказываемся готовы следом за Гегелем проделать обратный путь от неопределенного бытия к сущности явления, а далее к новой практике, которая либо подтверждает, либо опровергает наши выводы.
Но в данном случае мы не будем вращаться в диалектических спиралях. Определить явление и его взаимосвязь с сущностью мы можем сразу, так как эта работа уже сделана до нас. И я просто показал, что нет необходимости повторять это движение к определению по лестнице «Науки логики».
Явление — это то, что воспринимается непосредственно нашими органами чувств и различными приборами, которые в наши дни дополняют органы чувств.
Явление — первичный материал для мышления и человеческой практики. Получив этот материал мы сравниваем явления, систематизируем их, обнаруживаем повторяемость, тождество и даже, страшное дело, корреляцию.
О корреляции. Думаю, это словечко знакомо не каждому рабочему и далеко не каждому специалисту. Если и знали, то теперь основательно забыли. А те кто знают по службе, те основательно гордятся. Так как оно понадобится нам, приподниму завесу. Корреляция — это, когда при изменении одного явления изменяется другое или другие. Когда ученые обнаруживают корреляцию, они начинают искать закон природы или общества. Но есть такие философы, которые которые готовы саму корреляцию выдавать за закон. Пусть мол послужит до первого опровержения, а другого способа познания нет. Этих господ принято называть неопозитивистами. В истории философии им предшествовали эмпирики и позитивисты, которые утверждали, что в мире нет ничего, кроме явленного, а все, что за пределами явленного — вещь-в-себе — непознаваемо, и трогать не будем. Явленное же поддается единственному способу познания — наблюдению и эксперименту.
Это плохая философия. С нею жестко разобрался товарищ Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Вот ее я советую прочесть много раньше «Науки логики».
А мы продолжим…
Если в какой-то группе явлений обнаруживается тождество, аналогия, событие постоянно повторяющиеся после определенных событий или корреляция, значит нужно искать закон природы или общества. Но еще раньше надобно проверить, не открыл ли этот закон кто-то до нас. Зачем изобретать велосипед, если книжки и интернет нам помогают избежать повторений?
Так происходит образование, в т.ч. образование марксиста. Когда в определенной области выяснена сущность явления и выведен закон нужно прочитать об этом и понять как эти основания выводились. Ведь мало кому в наши дни приходит в голову, что Солнце вращается вокруг Земли, хотя явление настойчиво показывает нам, что Солнце вращается вокруг Земли. И мы теперь знаем, что первоначальные выводы были сделаны задолго до полета человека в космос на основании видимого движения других планет, т. е. благодаря изучению явлений в их взаимосвязи вещь-в-себе раскрывается нашему уму.
Так сложилось, что пока речь идет о классическом естествознании, у большинства людей уже не возникает сомнений по поводу разграничения явления и его основы. Хотя все основные вбросы позитивизма осуществляются с передовой линии неклассической физики, т. е. оттуда, где наши знания пока не основательны. Но они бьют по определенной линии и с определенной целью, т. е. их используют для разрушения обществознания. Сознательно внедряемый эмпиризм конечно исходит не от физиков, он только использует кризисы физики. Автором эмпиризма в наши дни является буржуазное мировоззрение, которое на его основе создает поверхностные псевдоучения социологии, политологии, экономикса.
Возникает следующее обстоятельство. Молодежь тянется к марксизму и привносит в него элементы современного буржуазного образования, которое намеренно стремится сделать новые поколения слепыми. Но с молодежью проще. Она готова учиться и учится. Гораздо хуже, что среди нас много коммунистов-ветеранов сильно покалеченных при отступлении, но продолжающих думать, что у них в руках верное учение. Спорить с такими бесполезно, можно только побеждать и отстранять от руководства трудящейся молодежью. Вот и возникает нужда возвращаться к тому, что давно раскрыто в марксистской философской литературе.
Итак, явление — это то, что на виду, что непосредственно воспринимается органами чувств человека — видимое, слышимое, пахнущее, осязаемое, отражающееся на экранах приборов. Но явление — это только то, что явлено. Само за себя оно не говорит, почему и каким образом оно явлено. У него есть материальная природа, основа, закон, сущность. Выведением сущности явлений занимаются естественные и общественные науки. Но всегда необходимо отличать науку от ее идеологического суррогата, от того чем ее пытается подменить буржуазная идеология, намеренно формируя упрощенное мировоззрение, намеренно фиксируя кашу из явлений как «научный факт».
Э.Нигмати