Метод диалектического материализма
Метод материалистической диалектики – это «магический кристалл», выстраданный всей историей философии и увенчанный именами Маркса, Энгельса, Ленина. О самом методе написаны горы книг и практически ничего, где было бы ясно видно, что им действительно владеют и умело пользуются при анализе общественной практики последних 80 лет. Точно так же дело обстоит со всеми элементами материалистической диалектики, список которых содержится в ленинских «Философских тетрадях», советских учебниках по марксистско-ленинской философии и философских словарях. Между тем для его изображения и описания не требуется никакого многословия. Это легко и просто делается на примере целесообразной деятельности человека, общая схема которой показана на рис. 1.
Сознание (идеальное) – это противоположная материи (материальному) сторона целесообразной деятельности человека, высшая, присущая только человеку форма отражения существующей вне его и независимо от него объективной реальности. Единство и противоположность материи и сознания, материального и идеального имеет место только в рамках целесообразной деятельности человека. То же самое относится к общественному бытию и общественному сознанию.
Материя является в то же время сознанием, а сознание – материей. Это может показаться парадоксальным с точки зрения метафизического способа мышления, но не с точки зрения метода материалистической диалектики. Материя и сознание – это не застывшие и оторванные друг от друга моменты целесообразной деятельности человека, а два диалектически взаимосвязанных материальных процесса этой деятельности, которые идеально выражаются в движении категорий материя и сознание. На рис. 1 это движение представлено как кольцевое или как движение по спирали (если иметь в виду процесс развития целесообразной деятельности человека), которое начинается от материи, на что указывают закругленные стрелки. Именно поэтому (и только поэтому) мы говорим, что материя первична, сознание вторично. Однако данный методологический принцип отнюдь не противоречит диалектике материи и сознания. Наоборот, в силу всеобщего закона прямых и обратных связей, который можно отнести к одному из основных законов диалектики, материя отражается в головах людей (это прямая связь), но и сознании активно воздействует на материю (это обратная связь). При этом нельзя упускать из виду процесс в целом, т.е. саму целесообразную деятельность человека, внутри которой материя и сознание являются лишь ее абстрактными моментами. Можно сказать иначе: материя – это отношение между человеком и природой, у которого две стороны: материальная и идеальная. Между ними существует опосредствующее их движение – целесообразная деятельность человека вообще, чувственная в частности и мыслительная в особенности. Именно о них повсеместно забывают вульгарные материалисты или строго раскладывают по отдельным полочкам педантичные метафизики при комплексном решении основного вопроса философии.
Сознание как материальный процесс, рассматриваемый в целом, состоит из трех основных моментов:
1) процесса чувственного восприятия, заканчивающегося отражением в мозге человека представлений и созерцаний об окружающем мире;
2) процесса абстрактного мышления – переработки созерцаний и представлений в понятия, в системы понятий, в целые теории, обеспечивающие понимание человеком представлений и созерцаний, полученных посредством чувственного восприятия;
3) процесса производства знаний – выработки посредством абстрактного мышления новых, полезных для человека, представлений об окружающем мире и целесообразное воплощение их в практику, подтверждающую истинность или ложность полученных знаний.
Маркс ясно указывает на первые два процесса: «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч. т. 23, стр. 19). Ленин на все три: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» («Философские тетради», В.И. Ленин, полн. собр. соч. т. 29, стр. 152-153).
Подобно тому, как материальной основой всех общественных отношений являются производительные силы общества, точно так же материальной основой указанных трех процессов является деятельность нервной системы и мозга человека. Общая форма этой деятельности – сознание, существует сначала в форме созерцаний и представлений, затем – в форме их понимания, то есть в форме понятий, систем понятий и целых теорий, и, наконец, в форме знаний, подтвержденных практикой. Следовательно, только в рамках этой практики (то есть понятой и преобразуемой человеком реальной действительности) сознание в форме своего третьего момента – знания, имеет первенство над материей по той простой причине, что человек сначала ставит субъективную цель, а потом достигает ее посредством целесообразной практической деятельности. Согласно Марксу этим и отличается самый плохой архитектор от самой лучшей пчелы. Вот куда метил в свое время советский философ Э.В. Ильенков, ставя проблему об «идельном» – в научное доказательство того, что знание революционной теории классиков марксизма во всех ее трех составляющих – философской, политэкономической и политической, имеет решающее, первостепенное значение в практике строительства социализма и коммунизма. Это уже доказано самой советской историей. Трагическое положение, о котором писал Э.В. Ильенков в известном «Письме в ЦК» еще в конце 60-х прошлого века, сложившееся в сфере преподавания, изучения и понимания революционной теории, стало главной причиной поражения социалистической революции в СССР и других странах социалистической ориентации.
Все основные работы классиков марксизма являются живым воплощением разработки и творческого применения метода материалистической диалектики, следовательно, принципиальным и комплексным решением основного вопроса философии, включая вопрос об отношении идеального и материального. Среди них на первом месте стоят все варианты марксовой “Критики политической экономии” вообще, его “Капитал” в частности и “Метод политической экономии” в особенности (последний см. в К. Маркс и Ф. Энгельс, том 46, часть I, параграф 3). И как бы там не утверждали разномастные ренегаты марксизма, вольно или невольно заблуждающиеся философы, политики и экономисты о том, что марксизм безнадежно устарел, именно благодаря его методу материалистической диалектики он продолжает оставаться самым современным, живым, верным и потому всесильным учением. Именно он убеждает в том, что ум человеческий может бесконечно возвышаться и обретать власть над материей и общественным бытием, лишь признавая свою вторичность перед ними, т.е. познавая их объективные законы и подчиняясь им.
В. Першин
22 октября 2015 г.