Я рассказываю о сознании и материи с одной стороны — пишут в комментарии о другом. Я рассказываю о сознании и материи с другой стороны — пишут в комментарии о другом. Я даже начал сомневаться в возможности рассказать что-то доступно.
Но набравшись терпения, расскажу о свойствах и атрибутах по отношению к объяснению. Может быть поможет?
Уже неоднократно говорилось, что сознание является атрибутом, то есть неотъемлемым свойством высшей, то есть мыслящей материи. Но мы всегда двигались от этого пункта дальше. Так как такое заявление довольно легкий выход, который уже давно нашел Бенедикт Спиноза. Он объявил мышление атрибутом материи. В этом случае цвет, протяженность, пространственная форма и мышление оказываются в одной упаковке свойств, и поэтому больше не должны зависеть друг от друга. Между нет причинной связи, потому что они принадлежат одному и тому же телу.
Но остановило ли это Юма, Канта или всю современную иррациональную философию в трактовках по отношению к сознанию? Идеалистов даже и этот мой рассказ не остановит. Поэтому наш рассказ не для этих эпигонов из интернета, которые что-то там собрали, а для вдумчивых людей.
Одного причисления того же мышления к атрибутам материи недостаточно. Это все равно, что повесить ярлык и успокоиться. Нужно объяснять, что такое сами свойства. Свойства есть результат движения и взаимодействия отдельных объектов друг с другом. А мышление к тому же это не только результат взаимодействия между отдельными объектами, но и результат взаимодействия наших органов чувств с окружающим миром в форме отражения.
Таким образом, сами свойства требуют объяснения, что они такое. Телесные координаты, расположение в пространстве, мышление, цвет, запах, даже скорость и т. д. — все это предстает как свойства в результате того, что объекты взаимодействуют друг с другом.
Эдуард Нигмати