Классовая борьба всегда развивается независимо от описывающих ее теорий. Это правило относится и к началу борьбы пролетариата.
Причины борьбы не в агитации, не во вмешательстве «врагов» из других стран, не в образовании ее участников. Борьба всегда вызывается условиями существования класса, его интересами, которые необязательно осознаются теоретически.
Рабочий класс сразу оказался в наихудших социальных условиях, хотя это первый угнетенный класс, который сразу имел личную и политическую свободу. Но вместе с личной свободой он получил и свободу от собственности. Кроме того, и раб, и крестьянин в силу своей личной зависимости были долгое время обеспечены патронажем своего хозяина, который, как правило, был заинтересован в сохранении условий для выживания своих рабов и крестьян. Пролетарий лишился и этой минимальной защиты, потому что богатство капиталисту приносит не он лично, он всегда может быть заменен другим пролетарием из обширной армии безработных.
Поэтому все восстания до капитализма были по существу борьбой за более хорошего хозяина или хорошего царя. По этой же причине первые самостоятельные выступления рабочих были консервативными. Пролетарии винили в своем положении отмену старого уклада, который позволял подмастерьям становиться мастерами, который не давал одним мастерам выдвигаться и богатеть за счет других.
Консерватизм первоначального рабочего движения был отражен в учениях утопического коммунизма. Здесь подчеркиваем. Рабочее движение отразилось в учении, а не наоборот. У утопического коммунизма не было бы шансов появиться, если бы в то же время рабочие не начали свою, пусть и неосознанную борьбу. Но обе линии — теоретическая и практическая — оставались независимыми, не имели шансов соединиться. Одни не искали учителей, другие не видели в рабочем классе революционную силу и полагались либо на государство, либо на узкий заговор.
В середине XIV века в Италии произошли самые первые восстания и даже забастовки рабочих. Давайте сверим даты для большей ясности нашего изложения. Первое утопическое произведение, то есть роман Томаса Мора «Утопия», вышло в свет в 1516 году, а первое известное выступление рабочих произошло во Флоренции в 1343 году. Это была демонстрация, на которую вышли несколько тысяч чесальщиков шерсти. Они выкрикивали лозунги «Долой налоги!», «Смерть жирным горожанам!».
Через два года возникла и первая организация рабочих. Чесальщики и красильщики шерсти объединились и готовились к политическим выступлениям. Их лидер Чуто Брандини был арестован и казнен, что вызвало забастовку. В 1371 году движение чомпи — чесальщиков шерсти подняло восстания в Перудже, Сиене и Флоренции. Требования рабочих — увеличение зарплаты на 50 процентов, ликвидация должности «чужеземного чиновника», места в правительстве и политические права для наемных работников. В Сиене было образовано правительство «тощего народа», так как шесртяников поддержали мелкие ремесленники. Но рабочие не имели четкой программы и разумеется опыта управления. Очень скоро ремесленники начали отпадать от наемных работников и восстание было подавлено.
Нужно несколько слов для пояснения столь раннего действия рабочего класса. Итальянские города республики появились в результате коммунальных революций. Этот момент можно считать первой фазой капитализма. Коммунальные революции стали возможны из-за борьбы между католическими папами и императорами Германии. Феодальный политический конфликт давал свободу дипломатического маневра и возможность для существования относительно независимых городов.
Но эта политическая возможность была подкреплена экономической особенностью Средиземноморья в ту эпоху. Средиземное море было главным транспортным и торговым каналом того времени, вплоть до падения Константинополя в XV веке и открытия океанских торговых путей. Перенесение торговых путей в Атлантику и перекрытие средиземноморской торговли турками-османами привело к развитию Испании, Португалии, Голландии и Англии и падению капиталистических республик Италии, к запустению первого буржуазного мира.
Борьба рабочих не имела шансов для перехода от самого раннего капитализма к новому способу производства, но оказалась одной из консервативных форм междоусобицы, которая способствовала падению республик. Этой борьбой пользовались папы, императоры и местные феодалы для своих целей, для заморозки феодальных отношений. И по другому еще не могло быть.
Первокапитализм, возникший на основе морской торговли, использующий мореходство как очень эффективное средство производства, тем не менее отступил и на юге — в итальянских городах-коммунах, и на севере — в постепенно затухшем союзе купцов Ганзы. Основные средства производства были еще очень слабы и не могли распространить буржуазный способ производства далеко за пределы одного города коммуны, сделать повсеместным. Эту самую энергию городского третьего сословия использовали короли и императоры против феодалов, но для сохранения феодализма в форме абсолютной монархии, открыв тем самым последнюю, империалистическую фазу феодальной формации.
Италия и Германия, хоть и были родиной буржуазного уклада и даже родили первое рабочее движение, не смогли перейти вовремя к национальному крупному государству. Этот шанс быстрее других использовали Англия и Франция. И именно в Англии через несколько веков мы встречаем возрождение рабочей борьбы, но в странной форме — не против буржуазии, а против машин.
Это движение луддитов. По легенде Нед Лудд, подмастерье, разрушил два чулочных станка и подписал манифест.1 Историки не подтверждают достоверное существование этой личности, но само движение луддитов подтвердило себя несколькими яркими восстаниями. То есть это была не локальная порча отдельного имущества, а целенаправленная война, часто переходившая в сражения с войсками. Разрушались целые фабрики. Луддиты собирались в торфяниках, проводили учения и маневры.
Таким было самое начало XIX века, когда машинное производство в Англии уже набрало свою силу. Пролетарии пока не понимали кто их настоящий враг, кто отбирает их жизнь и рабочее время. Движение было консервативным, стремилось вернуть старые времена, когда подмастерья могли стать ремесленниками, когда ручной труд приносил нормальные достаточные для жизни доходы. Парадокс капитализма заключался в том, что более мощные средства производства и возрастающее богатство передовых стран одновременно сделали нищими тех, кто это богатство производит.
Разумеется — это «слепое» восстание было подавлено. Часть луддитов казнили, часть выслали в Австралию. Австралия вообще была для Англии чем-то вроде Сибири для России. За несколько десятилетий на каторгу и ссылку туда сослали несколько поколений рабочих бунтарей. И поэтому ничего удивительного, что именно в Австралии впервые началась борьба за восьмичасовой рабочий рабочий день и была довольно успешной. Но это произошло уже во второй половине XIX века и мы забежали вперед.
К 30-м годам XIX века в Европе начался самостоятельный подъем рабочего движения. Он выразился в чартистском движении в Англии и восстаниях лионских ткачей во франции и силезских ткачей в Германии.
Лионские восстания прошли В 1831 и 1834 годах. Их значение наилучшим образом отражено в высказываниях классиков.
«В 1831 г. в Лионе произошло первое рабочее восстание; в период с 1838 по 1842 г. первое национальное рабочее движение, движение английских чартистов, достигло своей высшей точки. Классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступала на первый план в истории наиболее развитых стран Европы, по мере того, как там развивались, с одной стороны, крупная промышленность, а с другой — недавно завоеванное политическое господство буржуазии».2
«Лионские рабочие полагали, что преследуют только политические цели, что они только солдаты республики, тогда как на самом деле они были солдатами социализма».3
Нас не должно смущать, что Маркс и Энгельс относят к первому восстанию лионские события, а не выступления пролетариев в Италии несколькими веками раньше.
1) Восстания чомпи были описаны историками лишь к 1958 году.
2) Слишком ранний всплеск капитализма в средневековой Италии сменился годами реакции и феодальной раздробленности. Политическая власть буржуазии была завоевана в Европе только в XIX веке. И поэтому восстания и политические организации рабочих этой эпохи оказали наиболее важное влияние на формирование социалистических учений.
Итак, рабочие восстания и движения первой половины и середины XIX века стали практическим базисом для возникновения теоретического социализма.
«<…> человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».4
Таким образом, к моменту возникновения марксизма человечество уже поставило себе задачи освобождения рабочего класса. Об этом свидетельствуют рабочие восстания, имеющие историю в несколько веков, и развитие утопических учений. То есть материальные условия революции были или в процессе становления в развивающемся мире или уже сложились в его буржуазных центрах — Англии, Франции и Германии.
До определенного момента теория в своих утопических формах была оторвана от рабочего движения. Она уже начала искать способы соединиться с ним и этот поиск наиболее ярко выразился в деятельности Роберта Оуэна, который уже прямо способствовал развитию чартистского движения в Англии.
И этот опыт также лег в практику марксизма. То есть, получив свои теоретические основы, а которых рассказано в предыдущих разделах, марксизм приступил к формированию рабочей партии и Интернационала. О соединении теории марксизма и рабочего движения наш следующий рассказ.
Примечания
1Поулсен Ч. Английские бунтари и революционеры // agitclub.ru — Электронный источник: точка доступа <http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/eng/poulsen13.htm
2Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения — М.: Госполитиздат, 1961 — Т.19, С.208
3Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссак»// К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения — М.: Госполитиздат, 1955 – Т.1, С.446
4Маркс К. К критике политической экономии // Соч. — Т.13, С.7