Многие, приходя в нашу школу, пребывают в уверенности, что марксизм — наука. Это заблуждение. И с него придется начать.

Мы видим, например, из известного произведения Ленина «Три источника и три составных части марксизма»1, что марксизм состоит из ряда наук и в этом смысле он какая-то сумма — простая или нет выясним ниже.

Да, наука вообще, вся наука, может быть суммой. Но это более широкое обобщение, которое легко увидеть из определения.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин наука употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

То есть вся наука включает в себя конкретные науки. И исходя из этого можно было бы сделать вывод, что нечто, состоящее из суммы наук, тоже наука.

Это было бы правильно при условии, что на стыке нескольких отраслей знания родилось новое знание, потребовавшее создание новой научной теории, то есть уже другой конкретной науки. В случае марксизма это безусловно не так. Он включает в себя все три составные части без остатка, не ограничивая их собственную научную целостность. То есть эти части — диалектический и исторический материализм, политэкономия, научный коммунизм — функционируют как самостоятельные науки. Они оформлены марксизмом и в то же время и есть сам марксизм. Четвертой особой науки в данном случае не возникает. Может показаться, что наш курс «Введение в научный коммунизм» претендуют на такую роль освещения всего марксизма как особой отрасли знания, но это не так, это введение в основы его составных частей, то есть тоже лишь сумма.

Если же взять только первую составную часть марксизма, то есть диалектический и исторический материализм, то при глубоком подходе выяснится, что это теоретическое мировоззрение, которое включает в себя всю естественную, точную и общественную науку, всю человеческую практику, идеологию и ценности. О мировоззрении мы будем говорить в следующей лекции, но пока читателю придется принять этот тезис на веру, хотя достаточные и ясные основания открываются в самом слове мир-о-воззрение.

Марксизм — теоретическое мировоззрение и практика пролетариата по завоеванию власти и построению коммунистического общества, основанные на науке и влияющие на науку.

Определение ясно показывает также, что марксизм не является простой суммой его составных частей. Он выводится из них и одновременно устанавливает практические и теоретические связи между ними.

Вышеизложенное описывает мировоззренческие предпосылки марксизма, но уже упомянутая человеческая практика требует расширения нашего рассказа. Если бы мировоззрение производило мировоззрение, то стоило бы отменить и сам марксизм, точнее его главные материалистические выводы. Предпосылки развития взглядов на мир определены развитием общественного бытия, то есть социальным движением материи. Эта фраза — забегание вперед. Но такова участь всех вводных лекций оперировать будущими знаниями на самом начальном уровне. Но небольшое разъяснение можно дать уже теперь.

Мы наблюдаем человечество в том состоянии, когда его развитие подчинено условиям борьбы между классами. Это обозначает, что каждый класс имеет свои интересы. Есть господствующие классы, интересы которых обобщенно есть стремление сохранить свое господствующее привилегированное положение, дающее огромные жизненные ресурсы и возможности для беззаботной жизни. Но такое положение господствующих классов обозначает, что они живут за счет других людей, относящихся к другим классам. И конечный интерес этих других классов есть стремление освободиться от господствующих над ним обстоятельств и людей. Этот интерес в разные эпохи работает по разному и приводит к разным результатам. Об этих различиях мы будем говорить в отдельной лекции «Исторический материализм». Но немного еще раз забежим вперед.

Материальным в этой классовой борьбе является то, что за борьбой между классами, то есть между людьми, скрывается более древняя и незавершенная еще борьба человека за выживание, борьба человека и природы. Эта борьба была отчетливой в древнем первобытном обществе, когда человеческая слабость, основанная на его первоначальной бедности, не оставляла никакого шанса для выживания рода, кроме коммунистического единства и совместного труда. Когда первые ростки богатства позволили выделить сначала лишь небольшую господствующую прослойку людей, то есть эксплуататорские классы, то все остальные члены общества оказались в ситуации неоконченной борьбы за выживание и с природными условиями, и с угнетателями.

Теперь общество стало достаточно богатым, чтобы прийти к коммунизму. Оно способно создавать достаточное богатство для всех, что обозначает не только отмирание классов, не только сотрудничество между людьми, но и новый уровень отношения к окружающему миру с полным осознанием, что без его богатств человечество тоже вымрет.

Человечество сделало этот шаг вперед, осуществив Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но шаг оказался робким, неуверенным, недостаточным. Было отступление. И чтобы преодолеть его последствия нам необходимо в числе прочего освоить марксистское мировоззрение и составляющие его науки.

Примечания:

1Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // ПСС — М.: Политиздат, 1973. — Т.23, С.40 — 48

К содержанию

Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *