Истина

Истина — это совпадение результатов мышления с каким-то предметом. Этот предмет может быть и материальным, и идеальным.

Отсюда давний вопрос философии. Способны ли мы иметь истину о каком-либо предмете, и бывает ли истина при этом абсолютной.

Примеры. Берем два листка бумаги из блокнота. Сравниваем по форме. Они прямоугольники. И в этом смысле тождественны. Это истина? Да. Это абсолютная истина? С большой натяжкой можно сказать да.

Берем эти же два листка и накладываем из друг на друга. Они совпадают. Равны ли они? Да. Это истина? Да. Это абсолютная истина? С большой натяжкой да…

Если же эти тождественные листочки куда-нибудь положить лет на десять, то в зависимости от обстоятельств они перестанут соответствовать даже сами себе. Например, пожелтеют, выцветет клетка, возможно начнет меняться форма. Именно поэтому я говорю здесь о том, что предыдущие абсолютные истины таковыми являются с большой натяжкой. Но мы твердо можем сказать, что это те же самые листочки, и вот это истина.

Кроме того, если мы перейдем от механического движения к химическому, молекулы движутся по разному и вступают в реакции с окружающей средой тоже по разному. Это уже делает эти листки не тождественными, а истину их тождественности — относительной. То есть, мы всегда должны понимать, что любая вещь обладает многими формами движения и это накладывает свой отпечаток и свои ограничения на мышление о них.

Можно поискать и другие абсолютные истины. Например, известный пример Ленина. Мы точно знаем, что Наполеон был, жил тогда-то и тогда-то, сделал тот-то и то-то и умер в такую-то дату. Но. Историки до сих пор исследуют жизнь Наполеона и находят новые события, опровергая старые. Таким образом и в такую устойчивую истину сам процесс познания вносит коррективы.

Таким образом, ни об одной истине мы не можем сказать, что она совершенно абсолютна.

В диалектике есть положение А не равно А. Именно это обозначает текучесть истины, ее связь с движением. С одной стороны Я есть Я. Листок бумаги есть листок бумаги. И мы сохраняем это качество пока мы есть, то есть тождественны сами себе. Но одновременно не тождественны, меняемся, движемся.

Вещи движутся. И это движение говорит о том, что любая вещь в каждый следующий момент в какой-то мере не равна самой себе.

При этом, и наша мысль все время движется к тому, что можно было бы назвать абсолютной истиной. Мы познаем мир все больше и больше. Мы познаем законы, по которым вещи взаимодействуют, изменяются и исчезают. Мир к нашему счастью движется не хаотично, и поэтому 1) мы есть, 2) можем это мир познавать.

Все что мы познаем находится в развитии, все кто познают находятся в развитии. И в этом движении истина тоже имеет развивающийся характер.

Разумеется, возник еще один вопрос. Абсолютны ли законы природы и законы развития? Давайте уясним, что законы это результат нашего мышления, они отражают процессы — иногда правильно, иногда относительно правильно, а иногда неверно. Вот и испарился их абсолют. Изменяются ли процессы и взаимосвязи, которые отражены в законах? А вот этот вопрос более сложен. Пока наука на него не имеет ответа. Предполагается, что есть устойчивые вероятные модели с другими параметрами, но такое предположение лишь спекуляция, то есть попытка перепрыгнуть в ИНОЙ мир.

Изменяясь и расширяясь истина все время встречается с изменяющимся и расширяющимся миром. Как же тогда ориентироваться в этом мире с помощью таких относительных истин?

Пример с тем же листом из блокнота. Пока он остается таковым, все что с ним связано образуют устойчивую форму. Только смена условий скачком меняет и лист, и условия. Тогда перед нами появляется другой предмет и новая истина о нем. То есть А=А в течение какого-то времени. И это тождество позволяет пользоваться этим листком бумаги так, как он позволяет, например, писать на нем.

Каждый процесс имеет связи и историю. Так он и познается диалектиком.

Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.