Не ищите в данном случае полного раскрытия понятия. Это лишь заметка по поводу в ходе другой работы и дискуссий.
Когда читаешь Фейербаха или иного метафизика, складывается впечатление, что сущность есть уже до того, как появится вещь, идея или процесс, которые она определяет.
Ну, например:
«Разум, любовь и сила воли — это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключаются высшие силы, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. <…> Это силы оживотворяющие, определяющие, господствующие, это божественные, абсолютные силы, которым человек не может противостоять». [*]
То есть метафизик, даже если он стремится к материализму, все равно определяющие моменты, то есть сущность, ставит впереди самого предмета.
На самом же деле сущность нужно определять лишь вместе с предметом и в его историческом развитии. Она появляется как предпосылка вначале и развивается вместе с предметом. Раскрыть же сущность полностью можно лишь тогда, когда вещь, идея или процесс уже полностью раскрылись и развились.
Э.Нигмати
Примечание:
Фейербах Л. Сущность христианства // Соч. В 2-х томах — М.: Наука, 1995 — Т.2, С.25