Ленин философ

Как будто Владимир Ильич написал только одну философскую книгу «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в огромном количестве его политических работ рассыпаны мысли, которые теперь сложились в то, что мы называем исторический материализм.

Кроме того, диалектический материализм бесспорно создали Маркс и Энгельс, но его квинтэссенция выражена в главной философской книге Ленина. Как бы нам не пытались доказать обратное — эта книга соотнеслась с последними достижениями науки, в том числе и физики, чтобы нам про это не пытались напеть позитивисты.

А.Богданов

Нам настойчиво хотят представить и историки, например, Егор Яковлев, и политики, например, Кургинян, что эту главную философскую работу Ленин написал из исключительно политических соображений, что специально заниматься философией ему было не интересно, и что это едва ли не самая худшая его книга. Понятно, что политические соображения тут были — особая философская и следующая из нее особая тактическая линия Богданова. Но давайте ясно понимать, что тактическая линия именно вытекала из философской позиции, которую сформировали у Богданова неопозитивисты Мах и Авенариус.

Другим возражением является общее место, которое предают наши бывшие советские недофизики. Это люди, который отучились в университетах, получили высшее техническое или естественное образование, но в области диалектического материализма и общего представления о науке остались на уровне обывателя. Эти люди и до сих пор любят поворчать на тему, что Ленин полез не в свою сферу.

Кроме того, присутствует надменное отношение «интеллигенции» по поводу грубости и недостаточной утонченности Ильича. И, кстати, первый раз такое презрение проскочило от Ивана Ильина. «Материализм и эмпириокритицизм» был издан под псевдонимом В.Ильин. И наш «великий» монархический мыслитель тут же написал заметку. Это не я, я не могу выражаться так грубо и пошло по отношению к философским идеям.

И.Ильин

Каковы же результаты исследования Ленина?

Уже и у Плеханова есть попытки объяснить, что такое материя в современном смысле, дать ей философское понятие. Но работу завершает именно Ленин. И марксизм пользуется именно его определением.

«Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Диалектический материализм рассматривает мир в движении, показывает взаимосвязи вещей и на этом основании расширяет представление о материальном. Это мы видим и в ленинской формулировке понятия материя.

1) Философская категория — то есть идея, принадлежит к области разума в момент ощущения, формулирования. Абстрагированное.

2) Объективная реальность. То, что существует независимо от сознания, и является вещным (реальным).

3) Дана в ощущениях, отображается. Вещи фиксируются ощущениями, то есть отражаются нами, что есть результат взаимодействия человека и реальности.

4) Однако, материя не является чистой абстракцией, не превращается в явление, соединяясь с нашими чувствами, а существует независимо от них.

Таким образом, Ленин ушел от старого представления о материи, как о телесности или веществе, чем частенько грешат физики, когда для них квант, будучи частицей и волной, то материя, то не материя. Ленинское определение не дает таких лазеек. Вся реальность, существующая за пределами сознания — материя. Мы знаем о ней благодаря взаимодействию.

Этого уже достаточно, чтобы считать Ленина великим философом.

Но он развивает теорию отражения, теорию познания, теорию взаимосвязи сознающего человека с природой и обществом, знание об истине и ее взаимосвязи с практикой. С современной точки зрения может показаться, что Ильич незаслуженно осуждает Эйнштейна, но на самом деле он в своей философской области предвосхищает то, что сделал Эйнштейн в физике.

А.Эйнштейн

С одной стороны, эту работу выполняет ленинское понятие материи, с другой, — представление о развитии физики.

Это ведь и спор самого Эйнштейна с теми сторонниками квантовой механики, которые возводили свои математические законы в новую неизменность. Эйнштейн предполагал, что дальнейшее развитие науки преодолеет противоречия принесенные новыми законами. Тут он близок к диалектическому пониманию. Диалектик Ленин еще в начале века пишет, что «исчезновение массы» говорит лишь о том, что мы еще не полностью понимаем материю, что это лишь повод для развития науки, а не ее последнее слово…

Ленинская же нелюбовь к Эйнштейну была связана с пристрастием последнего к Маху, которого Ленин и критиковал. Но теперь мы уже знаем, что Ильич просто не знал этой связи. Эйнштейн некоторое время был последователем некоторых идей Маха в физике, а не в философии. И гораздо позже, когда Ленин уже умер Эйнштейн написал в дневнике:

«Мах дурной философ».

Для нас важно, что после книги Ленина диалектический материализм открылся для последующих изменений и развития науки.

О некоторых последствиях этого смотрите в нашем видео…

Э.Нигмати

Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.