Две стороны вещи: отдельность и движение

Мир, который нас окружает, выступает как огромное скопление вещей, а отдельная вещь как элементарная форма этого мира. Вынужден сознательно перефразировать Маркса.1 И с этой элементарной формы марксисты могли бы начать диалектический материализм, но только дали подсказку в политической экономии.

Продолжая говорить языком Маркса, можно определить, что каждая вещь представлена со стороны качества и со стороны количества. Качество выражает ее относительную отдельность от других вещей, количество — движение. Позже мы увидим, что эти стороны соединены в целое, хотя и противоречат друг другу. То есть отдельность не может возникать без движения, тогда как движение не могло бы существовать без отдельности вещей.

Отдельность вещи составляет ее качественную определенность, то есть сумму свойств: пространственную протяженность, существование в определенный промежуток времени, вкус, цвет, тяжесть, телесную форму и т. д. Но эти свойства являются выражением наших чувств, что позволило Канту усомниться в познаваемости вещи-в-себе, такой, какая она есть сама по себе.2

На деле происходит движение внутренних частей вещи, ее самой и окружающих ее вещей, к которым относимся и мы сами. Это движение приводит к многочисленным взаимодействиям вещей, что и составляет их свойства. В числе этих взаимодействий — отражение — взаимодействие наших органов чувств и вещей.3

Механические, химические, электромагнитные связи, гравитация и т. д. — вот настоящие значения вкуса, цвета, телесной формы, тяжести, протяженности и времени. Но связи не могут быть в пустоте — это связи самих вещей, что и определяет качественную определенность, отдельность каждой из них.

Отдельность не обозначает изолированности. Речь всегда идет о связи между вещами. Мир давно бы прекратил свое существование, если бы существовала только одна, не состоящая из других вещей, вещь. Простите за тавтологию, но пока мы не ввели новых терминов, я вынужден повторяться.

Соответственно, количественную сторону связей мы можем выразить уравнением. Другое дело, что есть такие сложные отношения, для которых трудно собрать весь объем данных и поэтому они не выражены математически. Возможность математической систематизации позволила Бертрану Расселу сказать:

«Мое собственное определение «материи» может показаться неудачным; я определил бы ее как то, что удовлетворяет уравнениям физики».4

Здесь два момента. С одной стороны чрезмерная претензия физиков описывать с помощью уравнений низшего ряда более сложные движения, с другой — уравнения описывают только движения, не пытаясь остановиться на моменте существования вещи, на том моменте, при котором стол есть стол, вода есть вода, электрон есть электрон, человек есть человек и т. д. В данном случае движение становится впереди движущегося, откуда и появляются теории энергетизма и утверждения о существовании только событий, но не вещей.

Рассел, именующий себя атомистом, повторяет падение философов XX века, падение в субъективный идеализм. Давайте сравним:

«Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их esse есть percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей».5

Это Беркли, утверждающий, что вещь существует, потому что воспринимается. Чем это отличается от того, что материя должна «удовлетворять законам физики»? Но мы уже видим, как Беркли отделил немыслящие вещи от мыслящих, а Рассел движение от вещи. Это позволяет одному выкинуть всю неживую природу, другому оторвать движение от материи, чтобы затем ее тоже отрицать.

Таким образом, необходимо определить, что вещь включает в себя, то есть каково ее понятие и как оно складывалось. Только таким образом мы сможем избежать те разделения, которые внес идеализм, как будто основываясь на научных открытиях. Этим и займемся в следующей части…

Э.Нигмати

1Маркс К. Капитал // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения // М.: Госполитиздат, 1960 — Т.23, С.43

2Кант И. Пролегомены* ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // И.Кант. Сочинения в 8 томах — М.: Издательство “Чоро”, 1994 – Т.4, С.45

* Пролего́мены (др.-греч. προλεγόμενα — предисловие, введение) — рассуждения, формулирующие исходное понятие и дающие предварительные сведения о предмете обучения; разъясняющее введение в изучение той или иной науки, имеющее целью предварительное ознакомление с её методами и задачами и обозначение статуса науки, дисциплины в системе рационального знания

3Отражение — одна из форм взаимодействия, в высшем проявлении — это чувства и сознание. По существу, пока преждевременный термин. Мы используем его в данном случае для объяснения относительно понятного.

4Рассел Б. История западной философии — М.: АСТ, 2017 — Т.2, С.261

5Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания — Спб: Издательство О.Н. Поповой, 1905 — С.62

Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.