На этом промежутке нашего разговора предлагаю временно забыть о Марксе, марксизме и социальной революции. Несколько наших встреч будет посвящено определению философии и ее месту в человеческой жизни. Затем мы займемся историей философских учений.
Поверьте, мне очень хочется прямо сейчас — «быка за рога» — «приблизиться к жизни» и начать рубить «правду-матку». Однако, я хорошо понимаю силу врага, который нам противостоит. Фрагментарному мировоззрению «философии чайников» — журнализму — мы можем противопоставить только последовательное, теоретически и практически обоснованное, представление о действительном мире. Поэтому не будем торопиться.
К чему я все это говорю?
По ходу повествования появляются ссылки на книжки и статьи. Многие из этих книжек и статей — не просто далеки от марксизма, но даже враждебны ему. И все-таки, я хочу, чтобы вы их читали. И тогда наши встречи станут более продуктивными.
Мои задачи шире привлечения увлеченных и верующих учеников. Если бы я поставил себе задачу привлечь адептов коммунистической религии, то единственным способом для ее достижения были бы уроки ораторского и актерского мастерства у господина Кургиняна. Но задача, которую должен ставить себе марксист всегда направлена на то, чтобы объединить думающих и знающих людей, которые, слушая или читая, возьмут на себя труд — понимать. Знания — против веры, учеба — против проповеди, открытия — против догмы, вот наши задачи!
Теперь можно перейти к вопросу данной встречи. Поговорим-таки о философии…
Когда моя мама громко восхищается внуком, приговаривая: «Какой ты умненький… у-у-умненький-благоразу-у-мненький — я тихо бешусь, вспоминая, что с этим же речитативом она купает собаку.
Но… За этим словами кое-что есть. Человеку свойственно очеловечивать окружающий мир. Главным же средством очеловечения является перенос человеческих качеств на другие объекты. Для многих из нас, совершенно невольно, одним из непременных качеств человечности представляется вот эта … «умность-благоразумность».
Не разум, обратите внимание, не сознание, а умение использовать ум в благих целях. Все, что в мире совершает поступки или является процессом «на благо меня» — наделяется человеческими чертами, и поэтому мы получаем возможность это нечто любить. Собаку, море, время года, бифштекс…
Этот момент прошу запомнить, потому что уже в следующем выпуске будет говориться о мифологическом сознании, и снова всплывет «умность-благоразумность», перенесенная на явления и события, обращаемые в миф.
По ходу разговора возникло несколько вопросов. Ответы на них не так уж и очевидны.
Что такое ум?
Что такое разум?
Что такое сознание?
Что такое любовь?
Что такое человек?
Как только такие вопросы возникают, мы начинаем философствовать. При этом, философствование рождает философию, но его большая часть остается за пределами философии. Например, Гете — философичен в «Фаусте», оставаясь писателем. (В скобках. Гете — еще и философ, т. е. у него есть собственно философские, а не литературные произведения.) Философствуют в литературе Достоевский и Толстой. Другими словами, их литературные произведения ставят философские проблемы.
Философские размышления появляются в религии и богословии, а так же в мировоззренческих системах, стоящих на границе между философией и религией, например, в йоге, даосизме.
Поводом для постановки философских проблем бывают и научные работы. Фрейд, Лоренц, Эйнштейн и многие другие ученые даже приступали к разработке философских систем на базе своих научных открытий.
Такие широкие возможности для постановки философской проблематики усложняют понимание того, чем является сама философия. До сегодняшнего дня не утихают споры по этому поводу. Одни говорят, что философия — искусство, другие — наука, третьи выделяют ее в особый род теоретического и интуитивного познания мира.
Когда трудно дать определение, а, особенно, когда определения разных направлений крайне противоречивы, «топаешь» к истокам и этими истоками прикрываешься как последней броней. По этой причине всякий учебник дает сначала перевод с древнегреческого — «любовь к мудрости». Как видите, и я повыпендривался этим переводом.
Однако, думаю, что перевод и расплывчатое перечисление взглядов по поводу философии, в нашем случае дает только отрицательное знание. Учебники пишут перепуганные интеллектуалы, которые либо подстраиваются под существующий режим, либо трепещут перед господствующим в своей среде общественным мнением.
Не случайно первые два ролика из цикла «Философии для чайников» были вырваны из внутренней части и поставлены раньше введения. Полагаясь на эти два выпуска, можно смело дать однозначный вывод.
Мы говорим о диалектическом материализме, и, следовательно, используем науку, т. к. диалектика — это наука о взаимодействии и всеобщих связях. Соединяя диалектику и материализм, необходимо расширить понимание философии и уточнить, что это наука о взаимодействии и всеобщих связях материального мира. Взаимодействие и всеобщие связи проявляются в природе, общественных взаимоотношениях, взаимосвязях человека и природы, как всеобщие законы. Философия занята познанием этих законов, определением методов познания и созданием всеобщей теоретической картины мира.
Есть и еще один важнейший момент, философия сама связана с социальной действительностью, изменяется под ее воздействием, но одновременно сама воздействует на социальную среду. Ее воздействие становится наиболее активным, когда выявив основные законы развития, она окончательно становится на путь сознательного использования этих законов. И такому критерию как раз и стремится соответствовать марксистская философия.
Теперь попробуем разобраться насколько такого определения достаточно. Взаимодействия и связи живой и неживой природы изучает естествознание. Физика, химия, биология, геология, астрономия и т. д. Взаимодействия и связи в человеческом обществе изучают общественные науки. Так или иначе — все это материальный мир или его свойства. Может появиться иллюзия, что наука отняла у философии ее задачи, сделала ее не нужной.
К слову, некоторые современные историки философских учений так и считают, выделяя три периода философского освоения мира.
Не буду здесь бросаться терминами, на данном этапе они мало прибавят к нашему знанию Суть трех периодов в двух словах заключается в том, что первоначально философы изучали мир вместо ученых, затем создавали теорию познания, а теперь им осталась только практика в виде осмысления ценностей, идеалов, этики, политических систем….
Проговорил об этих этапах лишь для того… Услышите подобное!… Не верьте!… Это наукообразная диверсия против сознания. Это либеральный метод разрушения единства миропонимания у людей. Нет единства миропонимания — нет свободы. Есть «просвещенные элиты», которым дозволено решать и думать за нас.
В то же время, каждому, хотя бы из школьной программы известно, что было время, когда философия действительно включала в себя все науки. Историческом отголоском этого времени является то, что в Европе и США ученому любой отрасли знаний после защиты диссертации присваивается звание доктор философии.
Но в результате развития науки философия не утратила свои задачи, она создает общую картину мира, объединяя научное мировоззрение в единство.
Кроме того, после выделения наук в самостоятельные отрасли философия взяла на себя исследование законов мышления, понимания, культуры. И, наконец, после Маркса она включила в свой арсенал и практические задачи, но не скромную этику, а задачи изменения мира на основе его полной научной картины.
Следовательно, можно сказать, что если и были этапы в развитии философии, то на каждом из них она только увеличивала, а не утрачивала свое содержание.
И еще несколько обязательных штрихов.
Человек — единственное известное нам существо, способное помнить не только себя, а носить в своей голове достаточно широкий объем информации, открытой другими людьми в прошлом и настоящем. Т.е. каждый из нас в той или иной степени является носителем культуры.
Этологи, в частности Конрад Лоренц, отмечают, что предпосылки такой возможности есть у высших млекопитающих и птиц. Например, активно обучаются галки. Молодая птица не знает своих врагов. Ей показывают их опытные птицы, организовывая коллективную атаку на потенциального врага (моббинг), на лису или кошку, например. Создается короткая, на 2 — 3 поколения, «культура», конечно в кавычках.
Самка шимпанзе научилась очищать банан от песка, окуная его в реку. Она передала этот свой опыт всей своей семье. Но в следующем поколении он прервался.
Человечество собирает свой опыт, свою культуру, веками. Культура исторична. Она начинается на грани мифологии, религии, обыденного познания и науки, а затем находит свое продолжение в теоретическом мировоззрении, т. е. в философии.
Вот о соседстве философии с другими отраслями человеческой деятельности, о ее взаимодействии с ними, а так же о странностях того, что принято называть мировоззрением, поговорим уже в следующем выпуске.
Э.Нигмати